Четвёртые сутки отбиваюсь от коллег, пытающихся получить мои комментарии по поводу «нового пользовательского соглашения на Фейсбуке».
Первому же репортёру, который меня этим вопросом разбудил наутро после прилёта из Америки, я сразу же ответил, что информация о предстоящей передаче данных пользователей третьим лицам не может соответствовать действительности никаким чудом. Собеседник настаивал. Пришлось нагуглить полный перечень изменений, которые вступят в действие с 1 января 2015 года. Разумеется, там не оказалось ничего даже отдалённо похожего на глупую страшилку «Facebook поделится персональными данными россиян без их разрешения», неряшливо вброшенную в русскоязычное медиапространство пропагандистами из Ленты.Ру. Существенное изменение в пользовательском соглашении, по сравнению с его текущей редакцией, состоит лишь в том, что из раздела о персональных данных выкинули две трети текста, переведя его положения с юридической тарабарщины на простой человеческий язык. А вот все зловещие прогнозы о том, что Facebook с 1 января что-то там такое будет или начнёт делать — выдумка от начала и до конца. Никакие новые практики, связанные с оборотом персональных данных, в будущей версии документа не предусмотрены. Там точно так же, как и в версии текущей, описываются те операции с данными, которые соцсеть уже осуществляет, начиная со второй половины нулевых.

На практике, зафиксированной и в старых, и в новых правилах, Фейсбук передаёт данные пользователя стороннему приложению, когда этого требует сам пользователь. Например, любой желающий может использовать свой аккаунт на Фейсбуке для авторизации (в том числе — платёжной) на сервере российского мобильного оператора Yota, в Живом журнале или в службах Яндекса (например, в Яндекс.Деньгах, принадлежащих на 75% Сбербанку РФ). Даже на сайте правительственной «Российской газеты» можно использовать фейсбучный логин, чтобы оставить комментарий (см. скриншот выше). При этом, конечно же, Фейсбук передаёт и Йоте, и ЖЖ, и «Российской газете» такие персональные данные, как имя пользователя, указанное им при регистрации, выбранный им по умолчанию юзерпик, URL аккаунта в социальной сети. Если речь идёт об оставлении комментариев на сайте любого СМИ, блогхостинга или форума, все эти сведения там же и публикуются, рядом с комментарием. Если речь о регистрации с помощью фейсбучного аккаунта в каком-либо сервисе (Yota, Spotify, Instagram), эти данные могут сохраняться там в локальном профиле пользователя. Вот и всё, что Фейсбук делает, и ничего сверх того ни в старых, ни в новых правилах про персональные данные не написано. Что же касается выноса в заголовок страшилки ключевого слова «россияне», то этот выхлоп нельзя объяснить ничем иным, кроме белой горячки у сочинителя. Потому что Фейсбук предоставляет партнёрским сайтам совершенно одинаковый доступ к информации россиян, американцев, нигерийцев и жителей Папуа Новой Гвинеи. В том числе, с помощью этих механизмов абсолютно любой российский сайт может получить доступ к данным граждан США, Канады, Австралии, Саудовской Аравии или всё той же Папуа Новой Гвинеи.
Секрет Полишинеля, о котором постоянно забывают отечественные борцуны с интернет-угрозой, состоит в том, что Фейсбук просто не знает ни про кого из 1,35 млрд своих активных пользователей, кто из них — россиянин, а кто — папуас. Предъявление паспорта или сообщение паспортных данных не входит в процедуру регистрации новых пользователей ни в какой соцсети. Поэтому Фейсбук (как и любой другой организатор интернет-присутствия) тупо лишён возможности обрабатывать персональные данные россиян по какой-нибудь отдельной от остального мира процедуре. И всё думское дрочево по поводу возможной сегрегации российских пользователей в зарубежных соцсетях — такая же нелепая чушь, как новость о будущей передаче третьим лицам номеров кредитных карт пользователей Фейсбука.
Первому же репортёру, который меня этим вопросом разбудил наутро после прилёта из Америки, я сразу же ответил, что информация о предстоящей передаче данных пользователей третьим лицам не может соответствовать действительности никаким чудом. Собеседник настаивал. Пришлось нагуглить полный перечень изменений, которые вступят в действие с 1 января 2015 года. Разумеется, там не оказалось ничего даже отдалённо похожего на глупую страшилку «Facebook поделится персональными данными россиян без их разрешения», неряшливо вброшенную в русскоязычное медиапространство пропагандистами из Ленты.Ру. Существенное изменение в пользовательском соглашении, по сравнению с его текущей редакцией, состоит лишь в том, что из раздела о персональных данных выкинули две трети текста, переведя его положения с юридической тарабарщины на простой человеческий язык. А вот все зловещие прогнозы о том, что Facebook с 1 января что-то там такое будет или начнёт делать — выдумка от начала и до конца. Никакие новые практики, связанные с оборотом персональных данных, в будущей версии документа не предусмотрены. Там точно так же, как и в версии текущей, описываются те операции с данными, которые соцсеть уже осуществляет, начиная со второй половины нулевых.

На практике, зафиксированной и в старых, и в новых правилах, Фейсбук передаёт данные пользователя стороннему приложению, когда этого требует сам пользователь. Например, любой желающий может использовать свой аккаунт на Фейсбуке для авторизации (в том числе — платёжной) на сервере российского мобильного оператора Yota, в Живом журнале или в службах Яндекса (например, в Яндекс.Деньгах, принадлежащих на 75% Сбербанку РФ). Даже на сайте правительственной «Российской газеты» можно использовать фейсбучный логин, чтобы оставить комментарий (см. скриншот выше). При этом, конечно же, Фейсбук передаёт и Йоте, и ЖЖ, и «Российской газете» такие персональные данные, как имя пользователя, указанное им при регистрации, выбранный им по умолчанию юзерпик, URL аккаунта в социальной сети. Если речь идёт об оставлении комментариев на сайте любого СМИ, блогхостинга или форума, все эти сведения там же и публикуются, рядом с комментарием. Если речь о регистрации с помощью фейсбучного аккаунта в каком-либо сервисе (Yota, Spotify, Instagram), эти данные могут сохраняться там в локальном профиле пользователя. Вот и всё, что Фейсбук делает, и ничего сверх того ни в старых, ни в новых правилах про персональные данные не написано. Что же касается выноса в заголовок страшилки ключевого слова «россияне», то этот выхлоп нельзя объяснить ничем иным, кроме белой горячки у сочинителя. Потому что Фейсбук предоставляет партнёрским сайтам совершенно одинаковый доступ к информации россиян, американцев, нигерийцев и жителей Папуа Новой Гвинеи. В том числе, с помощью этих механизмов абсолютно любой российский сайт может получить доступ к данным граждан США, Канады, Австралии, Саудовской Аравии или всё той же Папуа Новой Гвинеи.
Секрет Полишинеля, о котором постоянно забывают отечественные борцуны с интернет-угрозой, состоит в том, что Фейсбук просто не знает ни про кого из 1,35 млрд своих активных пользователей, кто из них — россиянин, а кто — папуас. Предъявление паспорта или сообщение паспортных данных не входит в процедуру регистрации новых пользователей ни в какой соцсети. Поэтому Фейсбук (как и любой другой организатор интернет-присутствия) тупо лишён возможности обрабатывать персональные данные россиян по какой-нибудь отдельной от остального мира процедуре. И всё думское дрочево по поводу возможной сегрегации российских пользователей в зарубежных соцсетях — такая же нелепая чушь, как новость о будущей передаче третьим лицам номеров кредитных карт пользователей Фейсбука.