Недавно тут Тёма хвалил Foursquare.
И я с ним более чем согласен, что это очень актуальное и полезное приложение. Пользуюсь им с 7 апреля 2010 года, зачекинился 11.537 раз, опубликовал 4413 фоток, иногда играю во всякие социальные пузомерки, иногда забиваю на них без сожаления, но в моей обширной коллекции гаджетов за последние три года нет ни одного смартфона, iPod или iPad, где бы это приложение не было установлено.
Беда Foursquare, на мой взгляд — в том же, в чём и беда ЖЖ образца 2001. Когда ты нахлобучиваешься на огромную сферу человеческих интересов, включающую и общение, и соревнование, и навигацию, и коллаборативную фильтрацию, и справочную функциональность, а всё это нужно ещё и монетизировать, то глаза разбегаются, начинается поиск единого универсального решения, одинаково пригодного для всех этих задач. А за спиной твоей плодятся бесчисленные конкуренты, каждый из которых выбрал себе одну специализацию, и допиливает какой-то отдельно взятый функционал до совершенства (в том числе и с твоей же помощью — как Инстаграм и Waze, безо всякого смущения подключившие Foursquare API вместо того, чтобы с нуля создавать свою собственную геобазу).
Вдумайтесь, что из себя представлял LiveJournal образца 2001 года (пик его популярности в США, начало триумфального шествия по Рунету). Технологически это была CMS для многопользовательского блогхостинга, но на практике эта платформа использовалась и как соцсеть, и как барахолка, и как служба знакомств/дейтинга, и как разветвлённый тематический каталог, и как рекомендательный сервис, и как голосовалка. Просто потому, что потребность во всех таких возможностях у пользователей была, а предложение на рынке отсутствовало, и люди обходились подручными средствами. При этом сам Брэд, предвидя надвигающийся расцвет фото- и видеоконтента, увлёкся строительством проприетарного фотохостинга Pix/Fotobilder. В результате все «непрофильные» функции ЖЖ достались другим сервисам, а востребованным в ЖЖ остался лишь исконный функционал той самой CMS для коллективного блоггинга. Могло ли получиться иначе? Yahoo его знает. Но мне кажется, что шансы ЖЖ полноценно окучить более одной сферы в долгосрочной перспективе были невелики. Потому что у одного Брэда на это не хватило бы ресурсов, а любой стратегический инвестор, поглотивший ЖЖ ради его дальнейшего развития в разных направлениях, рано или поздно бы разочаровался и списал бы инвестицию в убытки, слив проект как не отвечающий масштабам холдинга.
У Foursquare сегодня — очень похожая проблема. И стоит она несколько острей, чем в своё время у ЖЖ. Потому что у ЖЖ всегда была одна своя понятная миссия — блогхостинг. Когда всё остальное отвалилось, эта миссия осталась. А Foursquare по-прежнему не выбрал, за каким конкретно зайцем он гонится, и что ему на самом деле дороже: горизонтальные связи между пользователями, или вертикальки B2C. Если выбирать горизонталь как стратегическое направление развития, то нужно срочно развивать AR, отменять любые ограничения по количеству френдов, разрешать пользователю предъявлять своё местоположение нефрендам, вводить аналог Google Latitude, где координаты пользователей транслируются вживую, независимо от чекинов, придумывать внутренние аналоги чата и почты, дополнять профайл полями личной информации про интересы, семейное положение и размер груди. А если, наоборот, кидаться в погоню за Yelp (потому что монетизация там понятнее), то нужно сосредоточиться на иерархическом контроле за объектами каталога, на отстреле дубликатов, на саппорте для владельцев бизнесов и на управляющей панели для коммерческих подписчиков. При этом, скорее всего, нужно переделать и существующую структуру каталога, выстроенную совершенно от балды и без учёта коммерческих задач.
На пятом году существования Foursquare так и не определился, что в нём главней: соцсеть или каталог. А может, решил, что спасительная формула совмещения уже благополучно найдена. И мне как рядовому пользователю, конечно же, хотелось бы, чтобы так оно и было. Если за три с лишним года игрушка мне до сих пор не надоела — значит, я и ещё три года буду ею охотно пользоваться в её нынешнем виде. За улучшения скажу спасибо, но если их не будет — тоже не зарыдаю.
А единственная причина, по которой я вообще задумываюсь над бизнес-задачами компании, в которой не являюсь акционером — оглядка на опыт ЖЖ. У Foursquare сегодня огромная куча конкурентов, каждый из которых так или иначе претендует на в точности те же самые георекламные бюджеты мелких бизнесов. В геотеги сегодня играют и такие гиганты, как Google и Facebook, и вполне уже состоявшиеся Инстаграм с Йелпом, и амбициозные стартапы — вроде обруганного Тёмой АльтерГео и рекламируемого тем же Тёмой соцприложения FourFingers. Всем им, и большим, средним и маленьким, до функционала Foursquare пока что как до звезды. Одним не хватает каталога, другим — социальности. Но все они одинаково понимают тренд. Геотеггинг всего, что движется и не движется — это важнейший из трендов, сопровождающих «мобилизацию» Интернета, миграцию пользователей с веба на мобильные приложения. На этом поле в ближайшую пятилетку случится главный передел интернет-рынка внимания, а следовательно — и денег. Поэтому в прямых конкурентов Foursquare, как глобальных, так и локальных, в ближайшее время будут вложены (вернее, уже вкладываются) десятки миллиардов долларов. И хорошо бы какая-то их часть досталась самому Foursquare.
И я с ним более чем согласен, что это очень актуальное и полезное приложение. Пользуюсь им с 7 апреля 2010 года, зачекинился 11.537 раз, опубликовал 4413 фоток, иногда играю во всякие социальные пузомерки, иногда забиваю на них без сожаления, но в моей обширной коллекции гаджетов за последние три года нет ни одного смартфона, iPod или iPad, где бы это приложение не было установлено.
Беда Foursquare, на мой взгляд — в том же, в чём и беда ЖЖ образца 2001. Когда ты нахлобучиваешься на огромную сферу человеческих интересов, включающую и общение, и соревнование, и навигацию, и коллаборативную фильтрацию, и справочную функциональность, а всё это нужно ещё и монетизировать, то глаза разбегаются, начинается поиск единого универсального решения, одинаково пригодного для всех этих задач. А за спиной твоей плодятся бесчисленные конкуренты, каждый из которых выбрал себе одну специализацию, и допиливает какой-то отдельно взятый функционал до совершенства (в том числе и с твоей же помощью — как Инстаграм и Waze, безо всякого смущения подключившие Foursquare API вместо того, чтобы с нуля создавать свою собственную геобазу).
Вдумайтесь, что из себя представлял LiveJournal образца 2001 года (пик его популярности в США, начало триумфального шествия по Рунету). Технологически это была CMS для многопользовательского блогхостинга, но на практике эта платформа использовалась и как соцсеть, и как барахолка, и как служба знакомств/дейтинга, и как разветвлённый тематический каталог, и как рекомендательный сервис, и как голосовалка. Просто потому, что потребность во всех таких возможностях у пользователей была, а предложение на рынке отсутствовало, и люди обходились подручными средствами. При этом сам Брэд, предвидя надвигающийся расцвет фото- и видеоконтента, увлёкся строительством проприетарного фотохостинга Pix/Fotobilder. В результате все «непрофильные» функции ЖЖ достались другим сервисам, а востребованным в ЖЖ остался лишь исконный функционал той самой CMS для коллективного блоггинга. Могло ли получиться иначе? Yahoo его знает. Но мне кажется, что шансы ЖЖ полноценно окучить более одной сферы в долгосрочной перспективе были невелики. Потому что у одного Брэда на это не хватило бы ресурсов, а любой стратегический инвестор, поглотивший ЖЖ ради его дальнейшего развития в разных направлениях, рано или поздно бы разочаровался и списал бы инвестицию в убытки, слив проект как не отвечающий масштабам холдинга.
У Foursquare сегодня — очень похожая проблема. И стоит она несколько острей, чем в своё время у ЖЖ. Потому что у ЖЖ всегда была одна своя понятная миссия — блогхостинг. Когда всё остальное отвалилось, эта миссия осталась. А Foursquare по-прежнему не выбрал, за каким конкретно зайцем он гонится, и что ему на самом деле дороже: горизонтальные связи между пользователями, или вертикальки B2C. Если выбирать горизонталь как стратегическое направление развития, то нужно срочно развивать AR, отменять любые ограничения по количеству френдов, разрешать пользователю предъявлять своё местоположение нефрендам, вводить аналог Google Latitude, где координаты пользователей транслируются вживую, независимо от чекинов, придумывать внутренние аналоги чата и почты, дополнять профайл полями личной информации про интересы, семейное положение и размер груди. А если, наоборот, кидаться в погоню за Yelp (потому что монетизация там понятнее), то нужно сосредоточиться на иерархическом контроле за объектами каталога, на отстреле дубликатов, на саппорте для владельцев бизнесов и на управляющей панели для коммерческих подписчиков. При этом, скорее всего, нужно переделать и существующую структуру каталога, выстроенную совершенно от балды и без учёта коммерческих задач.
На пятом году существования Foursquare так и не определился, что в нём главней: соцсеть или каталог. А может, решил, что спасительная формула совмещения уже благополучно найдена. И мне как рядовому пользователю, конечно же, хотелось бы, чтобы так оно и было. Если за три с лишним года игрушка мне до сих пор не надоела — значит, я и ещё три года буду ею охотно пользоваться в её нынешнем виде. За улучшения скажу спасибо, но если их не будет — тоже не зарыдаю.
А единственная причина, по которой я вообще задумываюсь над бизнес-задачами компании, в которой не являюсь акционером — оглядка на опыт ЖЖ. У Foursquare сегодня огромная куча конкурентов, каждый из которых так или иначе претендует на в точности те же самые георекламные бюджеты мелких бизнесов. В геотеги сегодня играют и такие гиганты, как Google и Facebook, и вполне уже состоявшиеся Инстаграм с Йелпом, и амбициозные стартапы — вроде обруганного Тёмой АльтерГео и рекламируемого тем же Тёмой соцприложения FourFingers. Всем им, и большим, средним и маленьким, до функционала Foursquare пока что как до звезды. Одним не хватает каталога, другим — социальности. Но все они одинаково понимают тренд. Геотеггинг всего, что движется и не движется — это важнейший из трендов, сопровождающих «мобилизацию» Интернета, миграцию пользователей с веба на мобильные приложения. На этом поле в ближайшую пятилетку случится главный передел интернет-рынка внимания, а следовательно — и денег. Поэтому в прямых конкурентов Foursquare, как глобальных, так и локальных, в ближайшее время будут вложены (вернее, уже вкладываются) десятки миллиардов долларов. И хорошо бы какая-то их часть досталась самому Foursquare.
if (jQuery.VK)jQuery.VK.addButton("vk_like_185248194",{"pageUrl":"dolboeb.livejournal.com/2513800.html","pageTitle":"Место на карте","verb":"1","pageDescription":"Недавно тут Тёма хвалил Foursquare . И я с ним более чем согласен, что это очень актуальное и полезное приложение . Пользуюсь им с 7 апреля 2010 года , зачекинился 11.537 раз,…","type":"mini","pageImage":"l-userpic.livejournal.com/90161005/53631"});