Варламов опубликовал два поста про оплату услуг «в обход кассы».
Сперва провёл опрос читателей, имеют ли они привычку так платить.
Потом объяснил, что люди, поддерживающие воровство, вредят сами себе.
В рамках тех примеров, которые сам Илья приводит, аргументация его безупречна. Но мне кажется, что проблема платежей «по чеку» и «мимо кассы» несколько шире, чем сговор покупателя с наёмным продавцом для обмана его нанимателя.

Честно говоря, в России я никогда в жизни не задумывался об оплате товаров или услуг в обход кассы.
Да, были случаи, когда мне в какой-то большой фирме интересен был труд одного-двух сотрудников, без всей корпоративной накрутки к его цене. Тогда мне дешевле было этих сотрудников увести, нанять к себе, чем покупать их услуги по счёту, впятеро превышающему их зарплату, брутто и full time. Но сговариваться с этими сотрудниками, чтобы они на деньги работодателя, на его оборудовании, втихаря делали для меня халтурку задёшево, я никогда не стал бы, это противоречит моим представлениям о бизнес-этике. А она ещё Гиллелем упихана в чеканную формулу: не делай другому того, чего себе не желаешь.

Покупать в Москве мимо кассы какие-нибудь товары или услуги — мобильник там, шварму или стрижку — мне просто в голову никогда не приходило. Я вообще основные расходы несу в безналичном формате, так удобнее. А по безналу мимо кассы никак не проедешь. Разве что продавец принимает плату на левые реквизиты, но уж это вообще ни разу не моя печаль. Ну, или ещё бывает, что проводница СВ или стюардесса чартера предлагает за скромную мзду повысить тебе класс проезда — иногда соглашаюсь, и в упор не вижу, чьим интересам такая нано-коррупция могла б нанести ущерб: речь там всегда идёт о пересадке на пустующие места, на которые в любом случае никак нельзя пересесть с доплатой по чеку...

Единственное место в мире, где я постоянно получаю предложения заплатить мимо кассы — и с готовностью на них откликаюсь, экономя несколько евро на покупке — это Светлейшая Республика Венеция, малая родина двойной бухгалтерии. Там действуют чудовищные налоги на бизнес, и любая молдавская продавщица, ни разу не являясь ни собственником магазина, ни бенефициаром фискальных шалостей, охотно предлагает человеку, похожему на иностранца, вступить в преступный сговор по обману Guardia di Finanza. На который я часто и охотно иду. Я сознаю при этом, что речь идёт о нарушении местного законодательства — но не мною, а незнакомым мне иностранцем, собственником бизнеса. С какой стати мне лезть в его сложные финансовые взаимоотношения с его Отечеством и городскими властями? Ну, не хочет он финансировать коррупцию, ни общенациональную, ни венецианскую (последний мэр города вместе с 30 приближёнными находится под судом за казнокрадство) — с какой стати я буду его к сознательности призывать?! Я ему не папа, не мама и не духовный наставник. Хочет он уклониться от налогов и распилить со мной сэкономленную таким способом сумму — флаг в руки. Тем более, что традиция эта в Венеции насчитывает 6 столетий, и все риски — тоже его.

Don't get emotional about stocks, повторяли друг другу герои первого «Уолл Стрита». Точно так же надо абсолютизировать товарно-денежные отношения и выводить из них непреложный нравственный закон, по которому любой платёж без кассового чека есть непременно преступление и аморалка. И в теме с уплатой налогов тоже нет никакого нравственного абсолюта. Экономическая наука давно доказала, что собираемость любых налогов обратно пропорциональна их ставкам. Чем выше ставки, тем больше юрлиц и физлиц норовит уклониться. Соответственно, казна недополучает доходы. Виноваты в этом отнюдь не граждане, которым просто не выжить, отдавая большую часть своего заработка в казну. А виновата тупая алчность чиновников, задирающих ставки сверх всякого приличия. Чем активней граждане голосуют против этого грабежа рублём, тем скорей переменится фискальная политика — и бюджет сразу наполнится.

Кто не верит, предлагаю вспомнить 1999 год в России, введение ставки НДФЛ в 13%, и как в считанные годы после этого сдохла гигантская теневая индустрия с триллионными оборотами — зарплатные страховые схемы, аннуитеты, конверты, обнал, лже-кредитование сотрудников... При ставке в 13% вдруг выяснилось, что любой российский бизнес и работник предпочитает честные белые схемы. Нет никакого тайного зловредства, из-за которого россияне хотели бы непременно химичить и обманывать родное государство. Просто когда ставки подоходного налога были запредельны, люди голосовали против них рублём. А как сделали разумную ставку — собираемость НДФЛ выросла с 71,5 млрд рублей в дореформенном 1998 году, до 574,5 млрд в году 2004. То есть в 6 с лишним раз она выросла. И не благодаря заботам партии и правительства о моральном уровне масс, а благодаря как раз тем самым несознательным россиянам, которые своими неплатежами вытолкали старую, глупую и криминогенную налоговую шкалу на свалку.

No taxation without representation, говорили по этому поводу английские колонисты в Америке середины XVIII века. Нет ни нравственного долга, ни патриотической доблести в том, чтобы оплачивать любой выставленный тебе счёт, не понимая, за что с тебя требуют деньги, и почему именно столько.


URL записи