Очень жаль, что Сергей Капков ушёл-таки с поста министра московской культуры.
Но хорошо, что это случилось только сейчас, а не в сентябре 2013 года, когда после выборов мэра такие слухи впервые появились.
Понимаю, что сейчас многие заведут волынку, что Капков — член «Единой России», несёт коллективную ответственность за все дачные кооперативы, коррупцию, войну на Украине, варварский снос памятников архитектуры в Москве (который при Собянине продолжился ударными темпами). Кто-то ещё припомнит запрет кинопоказа в Гоголь-центре — да мало ли можно сегодня предъявить человеку, который всю сознательную жизнь во власти.
Но мне кажется, что всё это — абсолютно неконструктивный разговор, на грани кликушества. Компромиссы, сделки с совестью, которые позволял себе в этой жизни Капков — это его сугубо личная, глубоко внутренняя проблема. Как сказано в одной умной книжке, «не судите — да не судимы будете». Возможная люстрация Капкова в светлом будущем, когда Россия станет свободным, демократическим и правовым государством — тема для сугубо академических дискуссий, не имеющих на эту минуту никакого практического и прикладного смысла.
Сегодня, когда чиновник оставляет свой пост, куда более уместно вспомнить, чего на этом посту чиновник добился. А Капков добился большего, чем любой другой мосгорчиновник на моей памяти. Я живу в Москве без малого полвека, и впервые за это время в городе появилась разумная и осмысленная культурная политика, основанная на трезвом понимании, что столица России — цивилизованный европейский город. Или стремится им стать.
За всё, что успел сделать Сергей Капков, начиная с прихода в Парк Горького, я могу только сказать ему «спасибо». И отметить при этом хочется не только его благие намерения (их и у реформаторов 90-х было хоть отбавляй). От ельцинской команды «демократов», которые с самыми благородными побуждениями однажды слили Россию Путину, Капкова отмечает один важный параметр: эффективность. Он не только чего-то хотел, но ещё и умел добиваться поставленных целей. Разрушать отжившие институты, создавать на их месте новые с нуля, находить союзников и использовать все окна возможностей, даже если это узкие форточки безвременья. Это качество, которое нам давно бы пора научиться ценить в людях. Потому что в России оно очень слабо представлено. Оппозиция, которая сейчас начнёт кидаться в Капкова овощами и принижать его заслуги, именно потому так и слаба, что ей недостаёт того самого, чем силён Капков — эффективности в решении поставленных задач. Кроме Навального, никто из оппозиционеров не только пока не продемонстрировал таких способностей, но даже и не задумался о том, что одних лозунгов мало, нужно ещё и понимание, как претворить их в жизнь. Без которого мы никогда и ничего не добьёмся.
Большое человеческое спасибо Сергею Капкову за всё, что он успел сделать за недолгий срок пребывания в структурах мосгорвласти. И удачи его преемнику в сохранении всего культурного пространства, которое было построено в Москве за время капковской «оттепели». Желаю Александру Кибовскому не повторить судьбы министра связи Никифорова, про которого я когда-то думал, что его взяли в правительство за заслуги перед IT в Татарстане. А оказалось — что за мягкотелость и бесхребетность, удобную для продавливания любых инициатив спецслужб. Реформатор госслужбы Татарстана в Москве оказался нелепой марионеткой. Лишний раз доказав, что намерения не так важны, как умение постоять за себя.
В Москве хватает желающих разорить капковское наследие, ликвидировать институты, разогнать команду профессионалов, назначить на ключевые посты комиссаров и/или казнокрадов — как это в федеральном масштабе делает Мединский. Сумеет ли и захочет ли Кибовский противостоять этому давлению — самый, на мой взгляд, интересный вопрос.